Переход на электронные трудовые книжки с 1 января 2021 года
3 декабря 2019 года Госдума РФ в третьем и окончательном чтении приняла закон об электронных трудовых книжках, согласно которому полный переход запланирован с 1 января 2021 года. Естественно, в связи с этим изменением в законодательстве у граждан появились вопросы, например:
- как перейти на электронные трудовые книжки организации и рядовому сотруднику (работнику);
- как будет подаваться уведомление о переходе на цифровые трудовые книжки;
- нужно ли работнику подавать заявление о переходе и тд.
Поэтому в данной статье разберем, как будет осуществляться переход на электронные трудовые книжки в России!
Как перейти на электронные трудовые книжки
Прежде всего рассмотрим, как перейти на электронные трудовые книжки. С 1 января 2021 года работодатели получают право вести электронные трудовые книжки, но только по желанию работника!
Иными словами:
- Переход на цифровые трудовые пока не является обязательным;
- Работнику, желающему оформить переход на электронный вариант книжки необходимо до 31 декабря 2020 года подать заявление своему работодателю;
- Если работник откажется от перехода, то бумажная версия его трудовой книжки будет сохранена. Но при этом будет заведена и электронная версия трудовой;
- При этом всем лицам, впервые начинающим работать после 31 декабря 2020 года, бумажные трудовые книжки оформляться не будут вообще. Сведения о трудовой деятельности будут вестись только в электронном виде.
Работодатели обязаны оповестить всех работников о переходе и собрать их мнения. Обратите внимание, что если работник просто проигнорирует уведомление и не сообщит о своем намерении, то по умолчанию его переведут только на цифровой вариант трудовой книжки!
Обратите внимание, что все данные по цифровым трудовым книжкам, а также в целом администрирование данной системы будет осуществляться Пенсионным фондом Российской Федерации (ПФР РФ).
Уведомление работника о переходе на электронную трудовую книжку
Работодатели обязаны до 1 июля 2020 года предоставить всем работникам уведомление о переходе на электронную версию трудовой книжки. Кроме того, с 1 января 2020 года работодатели обязаны обеспечить техническую возможность передачи данных о трудовой деятельности работников в ПФР ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным. То есть переход будет плавным, производиться поэтапно для избежания возможных проблем и трудностей.
Зачем нужен переход на электронные трудовые книжки
Достаточное число граждан интересуются, зачем нужен и что дает переход на электронные трудовые книжки. Данные изменения должны помочь устранить ситуации, когда работники страдают от потери сведений о трудовой деятельности, например при ликвидации организации работодателя.
Кроме того, повысится удобство и скорость предоставления данных. Так работник сможет получить сведения о трудовой деятельности следующими способами:
- у работодателя по последнему месту работы — как в форме бумажной выписки, так и в виде электронного документа;
- в МФЦ, а также в центрах предоставления государственных и муниципальных услуг — на бумажном носителе;
- в Пенсионном фонде — на бумажном носителе или в форме электронного документа;
- на Едином портале Госуслуги — в форме электронного документа (только для зарегистрированных и подтвердивших учетную запись пользователей.